Зимненский монастырь

Древнейшим из всех монастырей Волынской епархии нужно признать монастырь Зимненский, ныне село Зимино, находящееся в пяти верстах от г. Владимира (Волынскаго). В этом селе сохранилась помонастырская церковь одинаковой кладки со стенами Владимирской кафедры, построенными в 1000 году, возобновленная в 1865-м году2), также терем Великаго князя Владимира3), и «Чудотворная икона Божией Матери, которою, как гласит предание, благословил Константинопольский Патриарх царевну Анну на брак с Просветителем Владимиром»4). Под церковью Зимненскою находятся пещеры наподобие Киевских5). А это обстоятельство ведет к заключению, что упоминаемые в старинных памятниках древние монастыри — Печерский на Волыни и Святогорский близ Владимира Волынскаго были одно и то же с Зимненским, тем более что прежний Зимненский монастырь, когда город Владимир при великом князе Владимире имел в окружности своей семь миль, находился в самом предместии этого города6), что совершенно соответствует древнему известию о Святогорском монастыре, что он находился «близ града Владимира». А если так, то мы имеем самые древние известия, касающиеся истории монастыря Зимненскаго. Раньше 1074 года скончался в этом монастыре Варлаам, первый игумен Киево-Печерский и Димитриевский: «таже доиде града Володимера и вииде в монастырь, ту сущий близь града, иже нарицают его святая гора, и ту успе с миром о Господе, житию конец прият»7). В половине XII в. был игуменом Печерскаго монастыря на Волыни Нифонт, бывший впоследствии Новгородским архиепископом8). По мнению Татищева, Нифонт продолжал Несторову летопись после Сильвестра (с 1116 по 1157 г.) и описывал по преимуществу происшествия Волынские9). В первой половине XIII в. были Владимирскими епископами: Иоасаф10), которого летописей называет Святителем блаженным и преподобным11), и Василий из настоятелей того же монастыря12). В 1460 году великий князь Свидригайло Ольгердович отдал Зимне и другие имения около Зимно пану Немире. Казимир, подтверждая пожертвование Свидригайла, пожаловал пану Немире Зимно, Бубнов, Марков Став, Бутатичи и Тимковичи. Так как в инвентаре Зимненскаго монастыря говорится, что монастырю этому принадлежали с «незапамятных времен» два села — Зимно и Горычов, — то надобно думать, что Зимно было пожертвовано Немире не безусловно, но с известными обязательствами в пользу монастыря. Как бы то ни было, но с этого времени монастырь Зимненский подчиняется влиянию разных вельмож Волынских, то покровительствовавших ему, то обижавших его. Не говоря уже о Немире, в помяннике сего монастыря значились роды — князей Чарторыйских, князя Александра Сангушковича, князей Четвертынских и Корецких11), князя Ивана Курцевича, князя Козики12), князя Ивана Путятича, князя Збаражскаго, князя Константина Крушинскаго, князя Сокольскаго и пана Димитрия Холоневскаго, князей Вишневецких, князя Ярославича, княжны Радзивиловой господарыни Волынской, князя Симеона Одинцевича, род Деспотов, род Евстафия Выговскаго — старосты Каневскаго, Яна Тележинскаго — старосты Луцкаго, Елена Выговской — воеводины Киевской, Яна Горностая, Ласков, Ярмолинских, Кульчицких, Александра Белостоцкаго, Якова Домарацкаго, Загоровскаго, Стефана Ярошинскаго, Киселя, Стецких, Андрея Садовскаго, митрополита Киевскаго Солтана, некоторых архимандритов: Кобринскаго и Зимненских — Варсонофия, Иоанна, Порфирия, Панкратия, Попеля13). Первый из вельмож покровителей монастыря — пан Немира.

В предсмертном завещании своем он предоставил Зимно в волю, подданство и опекунство матери своей Анны, а монастырю Зимненскому записал село Марков Став. По смерти же матери Немиры — Анны, Зимно с принадлежащими к нему имениями перешло во владение фамилии князей Чарторыйских, с двадцатью членами которой пан Немира состоял в родстве. Первым из рода князей Чарторыйских владетелем Зимна упоминается князь Феодор Чарторыйский ([† умер] в начале XV в.). После него остались два сына — Иван и Александр Феодоровичи Чарторыйские. На поминовение отца они отдали монастырю село Грабовичи. Но скоро Александр Чарторыйский захватил в свою власть монастырские имения и отобрал у монастыря все его пожитки. По этому случаю брат его Иван Чарторыйский на Клевани, сделавши визию вместе с протестацией в г. Владимире 26 февраля 1564 года, повыдавал потом мандаты князю Александру от Короля Сигизмунда, для судебнаго разбора дела. В визии Ивана Чарторыйскаго перечисляются монастырские имения: село Зимно, Брынев, село Грычов, село Тышковичи, Менчицы, Марков Став и Грабовичи. Но начатый с Александром процесс прекращен был смертию Ивана Чарторыйскаго. Сам Александр Чарторыйский, под конец своей жизни, кажется, помирился с монастырем, о чем свидетельствует один колокол, существовавший в монастыре Зимненском со следующей надписью: «Си звон дал уробити Олександро Чарториски до Зимна Ро Бже [с. 55, слова с тильдой] 1566 году14)». Кроме того в духовном завещании своем 1569 года Александр Чарторыйский завещал положить тело свое в монастыре Зимненском. Но он все-таки не возвратил монастырю захваченных у него имений. Село Зимно с принадлежащими к нему имениями разделено было даже между двумя линиями фамилии Чарторыйских — на Клевани и на Литовиже и Секу. Те и другие стали отдавать доставшуюся им по разделу часть Зимна в заставное владение разным поссессорам, Чарторыйские на Клевани с 1572 года, а Чарторыйские на Литовиже и Секу — с 1586 года15). С этого времени монастырь стал подчиняться двойному влиянию не только князей Чарторыйских, но и арендных владельцев села Зимна. Около 1576 года, жена Владимирскаго губернатора (городничаго), по фамилии мужа Загоровская, а по происхождению Чарторыйская, бросивши мужа и детей своих, жила в монастыре Зимненском при матери своей, урожденной княжне Збаражской16). В 1605 году князья Чарторыйские на Клевани купили у князей Чарторыйских на Литовиже и Секу и другую половину Зимна и монастырских имений, и этих имений уже не называли монастырскими, а своими дедичными, а монастырь — Замком зимненским. Жалобы монахов на притеснения не имели никакого успеха17), особенно вследствие того обстоятельства, что около этого же времени монастырь Зимненский насильно обращен был в Унию.

«Луцкий бискуп Заленский насильно обратил в унию монастырь Зимненский и всех монахов велел обрить по-римски»18). Не хотевшие принять унии забрали монастырские документы и удалились в Киев. В манифесте Зимненскаго игумена Огурцевича 1702 года говорится, что монастырские документы, «по ухищрению бывших старших Зимненских, остающихся в схизме, отвезены в Киев»19). Может быть вследствие этого обстоятельства, в 1704 году Зимненскому монастырю отказано было в претензии на имения, а служащие монастырю документы присуждены к архиву князей Чарторыйских20). Впрочем в том же 1704 году князь Казимир Чарторыйский, подканцлер Великаго Княжества Литовскаго, взамен отнятых у монастыря имений, дал ему в фундуш село Кропивщизну. 1719 года митрополит Лев Кишка записал на Зимненский монастырь и семинарию 90 т. злотых. В 1724 году князь Казимир Чарторыйский продал свои Зимненские имения вместе с Кропивщизною Чацкому. Принимая Зимненские имения Чацкий зашел в церковь Зимненскаго монастыря, посмеялся над стоявшею здесь древнею иконою Богоматери и в наказание за то, по известию Зимненскаго Инвентаря, получил слепоту, от которой освободился по молитве к Богоматери. С того времени Зимненская Икона Богоматери слывет в народе за чудотворную21). Лишенный своих имений монастырь Зимненский упал и вошел в долги22), так что другие монастыри сочли нужным поддерживать его пожертвованиями. Так на пр. в 1789 году Загаецкий монастырь пожертвовал Зимненскому 800 злотых23).

 

2) Волынские Губ. ведом. 1865 г. № 4. Издан. Памятн. русск. старины на Волыни, 1866 г. — Рукоп. Инвентарь Зимненск. монаст. в арх. Волын Сем. Правл.

3) Издан. Памят. Русск. стар. на Волыни выпуск 1.

4) См. арх. Волын. Семин. Правл. Икона эта писана масляными красками на кипарисной доске, величиной равняющейся ¼ обыкновенного листа бумаги. Снимок с нее в изд. Памятн. Русск. стар. на Волыни.

5) Волынск. Губ. ведом. 1865 г. № 4.

6) См. рукописный инвентарь Зимненского монастыря в архиве Волынского Семинарского Правления.

7) Рукоп. житие преп. Феодосия Печерского. См. Истор. Русск. Ц. Макар. т. II. прим. 179. Предполагают, что до появления общерусской летописи Нестора существовали местные летописи на Волыни и в Новгороде. Если справедливо это предположение, то Волынская летопись скорее могла явиться в рассматриваемом нами монастыре и быть известной Преп. Нестору. В российск. Истор. Татищева есть известие, что в 1097 году преп. Нестор ездил во Владимир на Волыню для обозрения училищ и наставления учителей. Татищ. т. II. стр. 181.

8) Вол. Губ. ведом. 1865 г. № 4.

9) Очерк Истор. Прав. Церкви на Волыни стр. 30

10) Патерик. л. 98 на обороте.

11) Прибавл. в Ипат. летописи стр. 163.

12) Там же.

11) Князь Богуш-Корецкий в 1576 г. завещал Зимненскому монастырю пять коп грошей. См. Волынск. Губ ведом. 1865 г. № 4.

12) Там же.

13) Помянник выписан из рукописн. Инвент. Зимн. мон. в арх. Волын. Семин. Мы выписали его как важный памятник Православия некоторых здешних фамилий, теперь уже не принадлежащих Православию.

14) На другом меньшем колоколе, без означения года, была следующая надпись: «Сеи мает быть звон к хвале Бжии и Прчтон Бжии Мтре до Земна дала Княгиня Деспотовна Мрия». [с. 55, слова с тильдами] См. рукоп. Инв. Зимн. мон. в архиве Вол. Сем.

15) См. Инвент. Зимн. мон. в архиве Волын. Сем.

16) Волынск. Губерн. ведом. 1865 г. № 4.

17) Рукоп. Инвент. Зимн. мон. в арх. Вол. Сем.

18) История Унии, Бантыш-Каменскаго, стр. 147.

19) Рукоп. Инвент. Зимн. Мон. в арх. Вол. Сем.

20) Архив Поч. Лавры, 1704 г. № 200. См. рукоп. Инв. Зимн. мон. в архиве Волын. Семинарии.

21) Рукоп. Инвент. Зимн. мон. в арх. Вол. Сем.

22) Архив Поч. Лавры, 1781 г. № 809.

23) Архив Поч. Лавры, 1789 г. № 935.

Волынске Епархиальные Ведомости, часть неофициальная. №3. 1867

Добавить комментарий