Монастыри Волыни

Краткие сведения о православных монастырях Волынской епархии, в настоящее время не существующих

Всех православных монастырей Волынской епархии, существующих в настоящее время (в 1867 г.) и не существующих ныне, но существовавших прежде, приблизительно насчитывается до 57-ми. Все они находились или находятся в нынешних пределах Волынской епархии, и своим местоположением и временем основания и существования своего красноречиво свидетельствуют о том, что настоящая Волынская епархия издревле и до XVIII в., и притом во всех частях своих, была Православною и представляла многочисленные образцы христианскаго совершенства. Эти монастыри распределены были по всем двенадцати уездам Волынской губернии. Ряд этих монастырей, со времени Равноапостольнаго князя Владимира, непрерывно продолжается до самого XVIII в., прерывается в этом веке униею и снова продолжается по воссоединении Волыни с Россиею.

Первые Волынские монастыри обязаны были своим существованием усердию великих и удельных князей русских, напр. равноапостольнаго князя Владимира, Даниила Романовича, Льва Данииловича, Владимира Васильковича, Мстислава Владимировича и др. От X и до XII в. не много известно монастырей Волынских. Число их значительно возрастает в XVI и XVIII веках: по крайней мере больше сохранилось известий о Православных монастырях этого времени. Гонения на православных и усилия католиков ввести Унию увеличивали в это время ревность Православных по благочестию и духовному совершенству. А между тем в это время многие Православные монастыри или пришли в запустение, как напр.: Спасский Кременецкий, или же были отняты Униатами, напр.: Жидичинский, Дорогобужский и др. Поэтому жизнь Православного монашества должна была найти для себя другие, новые приюты. Конечно, в век притеснений и насилий не могли взять на себя дело устроения новых Православных монастырей частные лица из подвижников. Это дело принимают на себя или целые братства, или же сильные владетельные князья и бояре волынские, между которыми встречаем фамилии Острожских, Чарторыйских, Четвертинских, Корецких, Сангушков, Гойских, Киселей, Малиновских, Древинских, Пузин, Иеловицких, Боговитинов, Ермолинских, Загоровских и др. При монастырях нередко заводились и православные школы, напр. при братских монастырях Крестовоздвиженском-Луцком и Кременецком Богоявленском,  а также при Гошанском и Владимирском Ильинском монастырях. Но как монастыри, так и монастырские школы процветали не долго. С совращением основателей и ктиторов их в Унию и католичество начинается или уничтожение, или совращение Православных монастырей в Унию, так что в конце первой четверти XVIII века все здешние православные монастыри являются Униатскими.

Совращенных в Унию монастырей в Волынской губернии насчитывалось в XVIII веке не менее тридцати. Многие из них во времени Унии пришли в упадок и даже были уничтожены. Еще Петр Могила свидетельствовал в своем Лидосе об упадке совращенных в Унию православных монастырей здешнего края. В 1744 году последовало распоряжение униатского начальства о снесении и уничтожении малых базилианских монастырей1). В силу этого распоряжения несостоятельные униатские монастыри постепенно уничтожались и приписывались к другим монастырям. Так приписаны были к другим монастырям Четвертинский и Колодеженский монастыри, а Зимненский и Низкиничский монастыри обеднели и вошли в долги. В каталоге Униатских монастырей 1775 года перечисляются следующие униатские монастыри Волынской губернии: Белостокский, Кременецкий, Городищенский, Гощанский, Любарский, Луцкий, Мильчанский, Мелецкий, Низкиничский, Овручский, Почаевский, Поддубецкий, Стракловский, Тригорский, Туминский, Загаецкий, Загоровский, Зимненский и Злочевский. При пяти из этих монастырей были коллегии2). В таком положении были униатские монастыри до воссоединения Волыни с Россиею.

26 мая 1794 года, по случаю возвращения Волыни к России, Минский и Волынский архиепископ Виктор сделал воззвание к отторгнутым чадам Церкви о воссоединении с нею3). В силу этого воззвания, при содействии светского начальства, значительная часть монастырей или возвращена была Православию, или же была секуляризована. При всем том в начале XIX в. более 10 монастырей оставалось униатскими. Просветительные планы Чацкого придали им новое значение. В 1807 году, по влиянию Чацкого, сделано было распоряжение об учреждении при всех базилианских монастырях уездных и приходских школ4).Вследствие этого распоряжения при всех базилианских монастырях являются поветовые и приходские школы, или преобразованные из прежних, или же возникшие вновь. Порядок учения в этих школах можно определить по следующему отчету Любарской поветовой школы. Эта школа разделялась на пять классов. В первом классе преподавались Христианское учение, Катехизис, нравственное учение, польско-латинская грамматика с переводами, элементарная арифметика, общая география Европы и частная — Дании, Норвегии, Швеции и России; во втором классе: учение Христианское, нравственное, окончание грамматики, с переводами и домашними упражнениями, арифметика о дробях, география Азии и Африки; в третьем классе: с однолетними учениками — некоторые отделы грамматики, нравственное учение на польском и латинском языках; из географии – о царстве российском, из древней истории — об Ассирианах, Мидянах, Персах, Египтянах, Скифах, Кельтах, Индийцах, переводы и переложения классиков и сочинения; с друголетными учениками проходилась грамматика, история Греции, нравственное учение, делался перевод Вергилия и Горация на польский язык, выборы из некоторых польских поэтов и сочинения. В третьем же классе: преподавались математика, арифметика, геометрия, физика и естественная история. В четвертом классе преподавались красноречие и поэзия, история Римлян, поэзия Польская и Латинская, математика и геометрия, физика, математическая, физическая и астрономическая география, и давались стихотворные и прозаические сочинения; в пятом классе: поэзия, народное право, история Польши, переводы и подражания знаменитейшим писателям, стихи и прозаические сочинения на польском и латинском языках, Математика, логика, алгебра, физика — о свете и электричестве, часть химии. Кроме того, в Любарской поветовой школе преподавались языки — российский, французский и немецкий, также рисование и музыка. Все классы имели свои карабинки, имели своих офицеров и штандарты и учились солдатским артикулам. Такие упражнения бывали только по вечерам. Целый день ученики посвящали наукам, а вечером шли на учение, причем строго соблюдалась военная дисциплина. При школе была библиотека и физические инструменты. Профессоры и мэтры имели квартиру и стол. Монастырь содержал от себя двух или трех учеников. Кроме того, сами школы были на монастырском фундуше. Профессорами в них были семь монахов и один светский, кроме того четыре мэтра языков и семь мэтров музыки. Над учениками были домашние наблюдатели, числом 56, избираемые из учеников же. Ученики перваго класса разделялись на начинающих и поступающих, ученики третьего класса на перволетних и друголетних. Всех учеников было 569, а учащих и начальствующих лиц 19. Поветовым школам подчинены были приходские, в которых преподавание было различно: в иных преподавали: чтение и письмо, учение Христианское, начатки грамматики, географии и арифметики, историю Ветхого и Нового Завета, всеобщую историю и начатки математики, языки — российский, французский и немецкий; а в других учили только читать и писать по-польски и по-латыни и начаткам арифметики5). Это образование, сосредоточенное в базилианских монастырях, было причиной того, что бывшие базилиане здешнего края и доселе сохраняют о себе память как о людях образованных.

В 1839 году все базилианские монастыри или были упразднены, или возвращены Православию. В настоящее время насчитывается одиннадцать Православных монастырей Волынской епархии, а именно: Почаевская лавра, приписной к лавре Дубенский крестовоздвиженский монастырь, Дерманский, Мелецкий, Загоровский, Владимирский-Христорождественский, Кременецкий (бывший Загаецкий), Любарский, Тригорский, и женские монастыри — Корецкий и Городищенский. Некоторые из них уже описаны довольно подробно; при том же все они служат живыми памятниками Православия в здешнем крае. Поэтому оставляя их, мы считаем более важным воскресить память о монастырях Волынской епархии, в настоящее время уже не существующих, сохраняя, по возможности, при их описании хронологический порядок их происхождения или, по крайней мере, первой известности их.

Волынске Епархиальные Ведомости, 1867

1) Почаев. арх. дело 1744 г. № 376.

2) Katalogus monasteriorum ordinis S.B. Почаев 1775 г. Некоторые монастыри не вогли в этот каталог. Из других источников мы знаем о существовании других униатских монастырей в это время, напр. Жидиченского, Дорогобужского и др.

3) Почаев. арх. дело 1794 г. № 983.

4) Почаев. арх. дело 1807 г. № 1221.

5) Репорт поветовой Любарской школы от 1 июля 1811 года за № 91 в архиве историко-статистического комит. при Волынской семинарии.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий