Епископы Луцкие православные

1) Феодосий. Декабря 1326 года он погребал в Москве Святителя Петра, Митрополита Всероссийскаго [2].

2) Феодор 1-й. 1397-го года октября 7 дня, с Митрополитом Киприаном, посещавшим тогда Волынь, он прибыл в Москву и здесь скончался [3].

3) Иоанн. До нас дошла обязательная запись сего Епископа, данная им 1398 г. Польскому Королю Владиславу Ягелле, в которой он обязывается заплатить ему неизвестную сумму денег, если при его содействии успеет получить титул Митрополита Галицкаго [4]. Домогательство сие однако ж не имело успеха [5].

4) Савва. Сей епископ на Московском соборе, бывшем в 1401 году, митрополитом Киприаном лишен был своей епархии, с обязательством жить безотлучно в Москве, за некия, как говорит Никоновская Летопись вещи Святительския [6], или как догадываются другие потому, что имел несчастие заслужить гнев Витовта [7].

5) Дионисий. Он упоминается между епископами, бывшими в 1415 и 1416 г., на Новгородском Соборе, состоявшемся по повелению Витовта для избрания и рукоположения особого от Москвы Митрополита Киевскаго [8].

6) Евфимий. Сей епископ жил между 1447 и 1490 г. [9]

7) Иона. Он упоминается 1495 г. [10], между епископами избравшими Митрополитом Киевским Макария убитаго впоследствии Татарами и прославленнаго нетлением. Иона скончался в том же 1495 году от язвы свирепствовавшей тогда на Волыни [11].

8) Кирилл. Рукоположен в Епископы в 1495 году, из Архимандритов [12]. Генваря 18 дня 1509 г. присутствовал на Виленском соборе [13] скончался 1526 года [14].

9) Пафнутий, с сентября 1526 по 1528-й [15].

10) Макарий. Переведен из Туровских Епископов марта 1528 г.; потом перешел в Украину, а в 1533 г. возведен в сан Митрополита Киевскаго [16].

11) Арсений упоминается в Литовской метрике около 1536 г. [17]

12) Феодор 11-й Гулевич 1540 г. [18]

13) Георгий Фальчевский. Он упоминается под 1545 г. в универсале Сигизмунда I-го [19].

14) Димитрий [20].

15) Алексий [21].

16) Исаакий Борискович Чернчицкий [22]. Рукоположен в Епископы в Киеве 1690 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном, бывшим в то время в Киеве [23]. Исаакий скончался 1630 г. в Киево-Печерской Лавре на покое [24].

17) Афанасий, а по другим Александр [25] Пузина с 1630 по 1651 г. [26]

18) Иосиф Чаплиц с 1651 по 1657 [27]. Сей епископ замечателен в том отношении, что чрез него Митрополит Киевский Иов Борецкий сделал предложение Царю Михаилу Феодоровичу принять Украину под свое покровительство [28].

19) Дионисий Балабан. На епархию Луцкую перемещен из епархии Холмской 1657 г. Того же года он был избран в Митрополита Киевскаго [29], но Царем Алексеем Михайловичем под властию которого была уже в то время Малороссия, в сем сане не утвержден [30].

20) Гедеон Святополк. Князь Четвертинский с 1661 г. В 1864 г. гонимый Униатами, удалился в Чигирин под защиту Малороссийскаго Гетмана Ивана Самойловича [31], и 8-го июля 1685 г. избран был в Митрополита Киевскаго [32]. Но так как Гедеон не по доброй воле, а по принуждению оставил Луцкую епархию, которую потом другой занимать не имел права при жизни его, он и по избрании своем в Митрополита Киевскаго не переставал именовать себя Епископом Луцким и Острожским [33].

21) Афанасий Шумлянский, с 1685 по 1694 [34].

22) Иосиф Шумлянский Епископ Львовский, брат Афанасия, администратор Луцкой епархии 1694 по 1700 г. [35] — В 1700 г. он совратился в Унию и сделался жестоким гонителем православных и грабителем церковных и собственных достояний [36].

23) Дионисий II-й Жабокрицкий, номинат епископ Луцкий, избранный в 1694 г. по смерти Афанасия Шумлянскаго [37].

24) Кирилл III-й Шумлянский. Он рукоположен в Киеве 1711 г. и был последним православным епископом Луцким. Вследствие Униатских гонений Кирилл 1712 г. принужден был удалиться в Киев. 1715 г. определен в Переяславль с званием коадъютора Киевскаго Митрополита [38] где и умер [39].

Проф. Н. Уводский.

Список литературы

1) См. 1-й и 9-й NN Епарх. ведомостей.

2) Степ. кн. 1. См. Ист. Р. Ц. Ф. Е.Р. Пер. 2, стр. 113, прим. 181. Ист. Р. Иер. стр. 241. — О Луцкой Епископской кафедре упоминает Летописец в жизни благочестиваго князя Галицкаго Владимира Васильковича, под 1288 и 1289 г.г., но о первых Епископах Луцких сведений не сообщает. См. полн. собр. русс. Лет. т. II. Ипат. Лет. стр. 223.

3) Твор. Св. Отцев кн. 2 гл. 6 стр. 336. — 1847 г. Ист. Госуд. Росс. т. V прим. 254 стр. 153.

4) Опис.Киев. Соф. Соб. стр. 92-я. Твор. Св. От. кн. 2 гл. 6 стр. 336. Вот его запись: А се аз Владыка Иван с Луцка знаемо ченю, еже дал ми Государь мой великий король Митрополию Галицкую, хочет ми помочи на поставление Митрополитом, а коли Бог даст стану Митрополитом, а за то шлюбую (обещаюсь) и хочу дати, оже Бог даст, милому Государю королю 200 гривен русских и 30 коней без хитрости и того нехочю отступити и на то есть свой лист и печать приложил в Опатоке пред Громницями (праздником Сретения Господня) лета Нарожения Сына Божия тысяча триста девяносто осьмаго. См. прибавление к описанию Киево-Софийскаго собора № 8 стр. 38 и 39.

5) Патриарх Константинопольский не утвердил Иоанна в сане Митрополита Галицкаго, объявив грамотою, что Епископ Луцкий самовольно называет себя Митрополитом. См. журн. Мин. Нар. Просв. м. июль 1847 г. стр. 188.

6) Никонов. летопись 4. 300. 301 г. 1401 г. История Государства Российскаго. т. V примечание 1380-е.

7) Истор. Госуд. Росс. т. V стр. 225 и 226.

8) Ист. Гос. Росс. т. V прим. 238. О соборах, бывших в России до Иоанна IV. Соб. XIII стр. 83. Под 1429 год. Длугош (см. кн. II. стр. 514) говорит о Луцком епископе, который встречал (короля) Сигизмунда, Владислава, Ягелла, короля Польскаго и Александра Витольда, Великаго князя Литовскаго, приезжавших в Луцк, но по имени сего епископа не называет. См. Przydatek do Chronolog. Stebelskiego t. III k. 222. 223. Составитель Ист. Русс. Иерарх. (изд. 1827 г. стр. 445) говорит, что в некоторых каталогах сей епископ назван Алексием.

9) Имя Евфимия сохранилось в вкладной записи князя Михаила Константиновича Пинскаго, находящейся в одном древнем Евангелии Луцком, но конец, где должен соять год, по которому можно было бы судить о времени данной записи и Епископства Евфимеева, отрезан. Востоков полагает, что вкладная сия сделана между 1447 и 1492 год. См. опис. Русс. и Слав. рук. Рум. Музея стр. 178.

10) Ист. Гос. Росс. т. VI. прим. 403. Опис. Киево-Соф. Соб. стр. 113.

11) Ист. Гос. Росс. т. VI. прим. 629 стр. 164.

12) Там же. т. VI. прим. 629 стр. 164.

13) Там же. т. VII. пр. 374. Приб. к оп. Киев.-Соф. Соб. № 10-й.

14) Ист. Росс. Иерархии стр. 446-я.

15) Ист. Росс. Иерархии стр. 446.

16) Там же.

17) Там же.

18) Там же.

19) Волынские Губернские ведом. в прибавл. к № 21-му стр. 72. 1847 г.

20) Об этом епископе упоминает Стебельский в своем прибавлении к хронологии (стр. 223) ссылаясь на свидетельство Суша, который, как сознается Стебельский, не означил времени епископства Димитриева. Стебельский ставит сего епископа гадательно под 1500 г., под которым означен он и у составителя российской Иерархии (стр. 446); но в это время Луцким упископом был Кирилл, заступивший место Ионы. На том основании, что от Кирилла до Георгия Фальчевскаго преемство епископов Луцких идет довольно ровно, не правдоподобнее ли будет признать Димитрия одним из преемников Фальчевскаго.

21) В Евангелии Луцком, выше нами упомянутом, находится от лица сего епископа опись вещей в церкви Спаса на красном, которыя нашел он в сей церкви при поступлении своем на Луцкую епископскую кафедру. Востоков относит его к Епископам Луцким XVI в. (См. Алфавитн. Указ. к описанию Румянцевскаго Музея стр. 806). К тому же веку относит Алексия и составитель российской Иерархии (стр. 446); но он ошибочно ставит его после Кирилла Терлецкаго, потому что со времени Унии до приезда в Киев Патриарха Иерусалимскаго Феофана, т. е. до 1620 г. Православнаго Епископа Луцкаго не было. м. Ист. об Унии Ь. Каменск. стр. 580я.

Прим. ред. С 1566 по 1583 г. Луцким епископом был Иона Борзобогатый. Другие, пропущенные в сем очерке Православ. Луцкие епископы, суть: Никифор ок. 1490 г.; Феодосий 1548-58; Иосиф 1556; См. очерк ист. Прав. Ц. на Волыни. Карашевича стр. 69 и 70-я.

22) После Алексия Луцкими епископами были: Кирилл Терлецкий и Иеремия Почановский — Уният. Przydatek do Chronolog. Stebelskiego k. 225.

23) Описание Киево-Соф. Соб. стр. 156.

24) Описан. Киево-Печерския Лавры. стр. 91-я.

25) Ист. об унии Б. Каменскаго. стр. 104-я.

26) Пам. изд. врем. Комм. для разбора древних актов. Киев. 1846 г. т. I. XXXI. стр. 225.

27) Przydatek do Chronolog. Stebelskiego t. III k. 225.

28) Истор. Русс. Ц. Н. Муравьева стр. 254.

29) Описание Киево-Соф. Соб. стр. 197 и 198. Przydatek do Chronolog. Stebelskiego k. 225.

30) Он не хотел принять посвящения от Патриарха Никона, как предлагал ему, по воле Царя Алексея Михайловича, окольничий Богдан Матвеевич Хитрово, отозвавшись, что Киевских Митрополитов от начала крещения Руси посвящал Патриарх Констинтинопольский, и что он за отступление от сего правила боится навлечь проклятие восточных Иерархов на всю Малороссию. Разгневанный Царь назначил блюстителем митрополии Мстиславскаго епископа Мефодия, который однако ж не имел никакого значения. См. Истор. царствования Петра Вел. Устрялова. т. 1. 1858 г. гл. VII стр. 138 и 139.

31) «Двадцать три года, писал он к Патриарху Иоакиму, папежники всеми средствами старались отторгнуть меня от благочестия, чернили наветами пред польскими королями, не раз покушались уморить отравою, наконец вознамерились заточить в Майкорку (в Мариенбург). По немощи человеческой не стерпев такого гонения, я решился оставить свою паству, покинуть все что имел и прибегнуть под защиту богохранимой державы великих государей России».См. Ист. П. I. Устрялова т. 1. гл. VII стр. 141 и 142. Опис. Киево-Соф. Соб. стр. 197 и 198. Przydatek do Chronolog. Stebelskiego k. 225.

32) Гедеон замечателен в сонме юго-западных иерархов тем, что с возведением его на престол Митрополита Киевского положен был конец зависимости Киевской митрополии от Константинопольскаго Патриарха. Правда, во время подданства Гетмана Богдана Хмельницкаго Царю Алексею Михайловичу, договором, определившим отношение Малороссии к Великой России, постановлено было, чтобы Киевскому Митрополиту остоять в ведении Патриарха Московскаго, но Митрополит Сильвестр Коссов, без соизволения Константинопольскаго Патриарха, не решился признать над собою власть Патриарха Московскаго. Преемники его Дионисий Балабан и Иннокентий Гизель следовали примеру его, и это продолжалось до тех пор, пока Гетман Иван Самойлович не возбудил с особенною силою к исполнению помянутого договора. Он, в сентябре 1683 г. изъявил Патриарху Иоакиму, чрез посланца своего Василия Кочубея, желание возвесть на Киевскую Митрополию достойнаго святителя под защитою Российских Государей. Патриарх с жаром взялся за это дело и довел о том до сведения царей Иоанна и Петра Алексеевичей, равно и Царевны Софии. Цари по этому поводу (от 31 декабря 1684 г.) отнеслись особенною грамотою к Константинопольскому Патриарху Иакову, прося у него согласия на избрание и рукоположение Митрополитов Киевских, с ведома их Государей и с подчинением сих Митрополитов Патриарху Московскому, по тому уважению, что „Малороссийскому народу, за дальним путем, за Бусурманским гонением и за военными случаями, принимать поставления и благословения от него, — Патриарха трудно, и часто не возможно, наиколее же потому, что отступники православной веры, пребывающие в послушании папежском, дерзают называть себя блюстителями Киевской Митрополии и тем прельщают народ, и от веры истинной отводят“. А между тем, по универсалу Гетмана, и вследствие настоятельных убеждений его, в Киеве приступлено было к избранию Митрополита. Выбор пал на Гедеона, „странствующаго благочестия ради, мужа благонарочитаго и благоискуснаго“. Узнав это и не получая ответа от Константинопольскаго Патриарха, царевна София решилась вызвать Гедеона в Москву, — и он, по воле ея, с согласия священнаго собора и Царскаго Синклита, патриархом Иоакимом 8 ноября 1685 г. посвящен был в Митрополита. Константинопольский патриарх не возражал, уступая необходимости. С того времени, кроме братско-христианского союза, никаких не было обязательств между юго-западною Российскою Церковию и Церковию Константинопольскою. См. там же стр. 141 и 151.

33) Описание Киево-Соф. Собора стр. 201.

34) Przydatek do Chronolog. Stebelskiego k. 225. Описание Киево-Соф. Соб. стр. 197. — В описании Киево-Соф. Соб. (стр. 196) Иосиф именуется администратором Киевской митрополии; но Стебельский (Przydatek do Chronolog. стр. 232) с именем администратора ставит его между епископами Луцкими после брата его Афанасия, утверждая, что по смерти Афанасия, с 1594 г. особою привилегию дано ему право заведывать Луцкою епархиею. Чтобы согласить показание М. Евгения с показанием Кульчицкаго, надобно допустить, что Иосиф, бывший администратором Луцкой епархии, в то же время претендовал и на название Митрополита Киевскаго, как эту претензию не раз заявляли и другие Униатско-Галицкие епископы (Истор. Цар. П. В. Устрялова т. 1. гл. VII. стр. 143 и 144), или как например Митрополит Гедеон Четвертинский с титлом митрополита Киевскаго соединял титло и Епископа Луцкаго. См. прим. 22.

Примеч. ред. Принимая во внимание, что в 1694 г. избран во Епископы Луцкие Дионисий Жабокрицкий — ред. не согласна с усвоением Иосифу Шумлянскому звания администратора Луцкой епархии. Иосиф Шумлянский насильно вторгался в чужую для него епархию Луцкую.

35) Стебельский в жизнеописании Евфросинии и Параскевии игумений Полоцких т. III. стр. 232 описание Киево-Соф. Собора стр. 196 в примечании.

36) См. документ XVII ст.

37) О сем епископе предполагается поместить особую статью в Волын. Епарх. ведомостях.

38) Уния Б-Каменскаго стр. 144-150. 181.

39) Там же.

 

Волынские Епархиальные Ведомости, №20, часть неофициальная,1868 г.

Оцените статью
Добавить комментарий