Епископы Владимирские Униатские

1) Ипатий Поцей — Этот человек, имя котораго Уния сделала столь известным, назывался в мире Адамом; был образован и речив и хотя происходил от родителей умереннаго достатка, однако ж, при содействии князей Радзивилов, в доме которых воспитывался, сделался впоследствии Сенатором и Каштеляном Берестейским. Так как по смерти жены своей он расточил и свое и ея имение и жил в недостатке, крайне тяготившем его, иезуиты и католики, давно искавшие для Кирилла Терлецкаго, — Епископа Луцкаго, вернаго товарища, обратили внимание свое на Поцея и предложили ему доходное Епископство Владимирское под тем условием, чтобы он вошел в единомыслие с Терлецким и разделил с ним труд прекращения, в здешнем крае, Православной Церкви в Униатскую. Поцей принял на себя такое сотрудничество тем охотнее, что православным он мог считать себя только по происхождению, а не по своему воспитанию и образу мыслей. Поцей происходил от православных родителей, но воспитан был, как сказано, в доме князей Радзивилов, державшихся учения Кальвинова, которое и он принимал, как признается сам в ответном письме своем к Львовскому Провинциалу Доминиканцев, по случаю обвинения его в многократных переменах веры одним Львовским священником, присутствовавшим в 1596 году на известном Брестском соборе. Зубрицкий говорит, да и самое дело показывает, что в делах веры он был безразличен и что переменить веру ему было нипочем [2]. А так как предложенный ему сан мог удовлетворить вполне привычке его к прихотливой жизни, и сверх того довольно льстил его честолюбию, то, приняв оный, Ипатий сделался одним из самых жарких деятелей к утверждению и распространению Унии. В 1599 году, получив по смерти митрополита Рогозы сан митрополита Униатского, он считал все меры дозволенными к совращению в Унию Православных и к их угнетению. Известны подвиги его в Вильне, стоившие ему нескольких ручных пальцев и едва не жизни; но кроме этих мер грубаго насилия Поцей употреблял другия более действительныя средства к утверждению и распространению Унии, — каковы: распространение по Киевской Церковной области Доминиканских монастырей; неходатайствованное им у Короля Сигизмунда III запрещение принимать в училища Православных и собственное распоряжение никого не рукополагать из неученых. Умер во Владимире 1613 года июля 18 дня [4].

2) Илия Мороховский [5] а по другим [6] Иоаким с 1613 до 1631 года [7].

3) Иосиф Мокосей-Баковецкий с 1632 до 1650 года [8].

4) Иван Поцей внук Ипатия Поцея с 1655 до 1666 года [9].

5) Венедикт Глинский с 1667 по 1678 г. [10]

6) Лев Заленский с 1679 года. В 1694 г., сделавшись Униатским митрополитом, не преставал заведывать Владимирскою Епархиею; умер 1708 г. [11]

7) Лев Кишка, жизнеописатель Ипатия Поцея, его панегирист и тщательный ему подражатель с 1711 года. В 1714 году Лев сделан был митрополитом Униатским с правом управлять и Владимирскою епархиею. Говорят, что он более прочих Униатских епископов содействовал к уничтожению в Униатских церквах иконостасов и царских врат. Умер 1728 года [12].

8) Корнелий Столповский-Лебедский. Он получил сан епископа в конце 1729 года; но в 1730 году чрез сорок два дня после посвящения умер [13].

9) Феофил Годевский. В 1730 году перемещен на Владимирскую с Пинской Епархии; умер 1756 года [14].

10) Фелициан Володкович. В 1756 году перемещен из Епархии Холмской. С 1762 года митрополит Униатский; — умер на покое 1778 года [15].

11) Антоний Млодовский. Из Коадъюторов Филиппа Володковича с 1769 года самостоятельный Епископ Владимирский. Умер в 1778 году [16].

12) Симеон Млодский с 1778 года по 1803 [17].

 

 Список литературы

1) См. № 1 Еп. Ведомостей.

2) См. начало Унии стр. 23. пр. 60. — Чтения в Император. Обществе Истории и древностей Российских при Московском Университете год 3-й № 7. 1848 года.

4) Полное собрание Летописей т. II. Прибавление к Ипат. Летоп. стр. 369-373. Описание Киево-Соф. соб. стр. 140-150. Przydatek do chronologii J.Stebelskiego. k. 218 T. III. R. 1783

5) Журнал Мин. Народ. Просв. м. июнь 1843 г. стр. 134 — Летопис. Львовскаго братства.

6) Przydatek do chronologii J.Stebelskiego. k. 218 T. III.

7) Там же.

8) Там же.

9) Там же.

10) Там же.

11) Кульчинский Specimen Ecclesiæ Ruthenicæ. Pars. III. p. 238. Прибавление к описанию Соф. Собор. стр. 265.

12) Описание Киево-Софийскаго Собора стр. 126. Прибавление к описанию Софийскаго Собора стр. 265.

13) Дерманский монастырь смот. Губернския Волынския ведомости в прибавлении к № 24 1847 года стр. 84. Przydatek do chronologii J.Stebelskiego. k. 220

14) X. Jetkewicz w opisaniu Koronacyi obrazu N. Panny Zyrowicz.

15) Дерманский смот. Губер. Волын. ведом. в прибавлении к № 24. стр. 84. Прибавление к описанию Софийскаго Собора стр. 265.

16) Дерманский монастырь смот. там же.

17) Przydatek do chronologii J.Stebelskiego. T. III. k. 221. Прибавление к описанию Киево-Соф. Соб. стр. 226.

Волынские Епархиальные Ведомости, №9, часть неофициальная,1868 г.

Запись опубликована в рубрике Церковная летопись с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий